Краудфандинг и бренды в России?
(давно хотел попробовать такую форму привлечения инвестиций, но англоязычные версии не устраивали :-( надо попробовать на российском рынке реализовать некоторые проекты:-)
В России экосистема краудфинансов только начинает зарождаться. Первые площадки появились у нас в 2011 году. На сегодняшний день эксперты J’son & Partners Consulting выделяют 9 основных игроков рынка: Planeta.ru, Boomstarter, Fund4Start, «ВДолг», WebMoney, Fingoroo, Starttrack, WeShare и VCstart. Основной моделью монетизации для всех игроков отрасли остается комиссия с привлеченных средств, которая варьируется от 5 до 10%. Рекламные доходы компании рассматривают в качестве дополнительных бонусов, которые помогают развивать сервисы и собирать базу контактов возможных спонсоров. Встречаются и другие источники финансирования. Например, в августе 2015 года Boomstarter предложила всем желающим стать акционерами площадки и приобрести акции за 1000 рублей. Взамен пользователи получат опцион на приобретение акции по фиксированной стоимости, именной сертификат и особый статус внутри платформы.
Несмотря на довольно непродолжительную историю, бренды в России активно используют краудфандинг для своих целей, запуская спецпроекты и вирусные кампании.
Евгений Гаврилин, сооснователь Boomstarter, отмечает, что стандартная реклама, такая как баннеры или контекст, на краудфандинг-площадках не подходит пользователям, которые приходят сюда, чтобы вложить деньги в чей-то проект, а не потреблять контент в обмен на рекламное объявление.
«Мы нашли такую возможность, которая позволяет брендам использовать краудфандинг для решения маркетинговых задач, не прибегая к прямой рекламе. И можем похвастаться несколькими кейсами: МТС, Nokia, Unilever, Общественная палата, Департамент культуры города Москвы и др. Возможности краудфандинга просто колоссальны, вопрос только в креативности идеи и способе ее донесения до пользователей», – говорит Евгений.
Владельцы Boomstarter уже предпринимали попытки размещать стандартные баннеры на сайте, но отклики посетителей оказались не очень позитивными. Поэтому было решено использовать рекламные возможности площадки для продвижения акций и проектов внутри самого Boomstarter, а брендам предложить спецпроекты.
Один из оригинальных реализованных на площадке Boomstarter кейсов – акция «Футбол без жен», проведенная агентствами R&I и Grape для Rexona. По статистике, 53 619 семейных пар развелись после FIFA 2010. Бренд решил помочь парам не поссориться из-за футбола в период проведения FIFA 2014. Летом 2014 года специально для российских любителей футбола был создан сервис «Футбол Без Жен». По легенде, обычному русскому парню по имени Михаил Синдеев пришла в голову идея, как отвлечь прекрасную половину РФ в дни футбола - чтобы мужчины могли спокойно наслаждаться этим важным для них событием, в то время как их подруги будут с пользой проводить время на сайте футболбезжен.рф. И именно поэтому он обратился к краудфандинговой платформе Boomstarter.ru, где его проект поддержало огромное количество спонсоров, после чего «Футбол Без Жен» привлек внимание СМИ, а затем, якобы, и Rexona Men. Бренд вернул пользователям все вложенные деньги и усилил кампанию своими ресурсами.
По мнению бизнесмена Олега Иванова, инвестировавшего в Boomstarter 500 тысяч рублей, краудфандинговые проекты однозначно могут быть привлекательными, в том числе и для крупных брендов.
«Краудфандинг, на мой взгляд, это один из самых рациональных способов проверки гипотез и теорий касательно запуска каких-то новинок. Любая организация, не важно, малый бизнес или крупный, рано или поздно понимает, что надо запускать новые бренды, идеи, концепции. Можно, конечно, потратить миллионы из бюджета на проверку спроса через исследования фокус-группы, но гораздо эффективнее будет запуск пилотного проекта на небольшую аудиторию через краудфандинг. Так можно реально проверить, готовы ли люди платить за вашу идею или бренд, и теория отходит на второй план. Я лично видел огромное количество примеров, когда маркетологи, рассчитав все, проведя исследования, запускали новый продукт, и все заканчивалось крахом. Голосование рублем однозначно эффективнее теоретического исследования», – отмечает бизнесмен.
Основная проблема сейчас состоит в том, что немногие бренды готовы поддерживать проекты из-за недостаточного проникновения краудфандинга в массы, считает Евгений
Гаврилин.
«Очередь из авторов у нас уже есть, очереди из брендов пока нет. Но это, думаю, вопрос времени и популяризации краудфандинга в России. Убеждать авторов на самом деле не нужно, они готовы к любым видам сотрудничества, общения с брендами. Это может быть не только финансовая поддержка, но и информационная. У нас были такие случаи, когда проект курировал, например, холдинг ВГТРК или «Лента.ру». СМИ пишет статью о проекте, размещает на него ссылку, и после такого анонсирования, как правило, сбор средств резко растет, – отмечает основатель Boomstarter. - Мы часто просим авторов проектов выставлять крупное вознаграждение за вложение, равное той сумме, которую они планируют собрать, потому что всегда есть шанс, что какой-то крупный бренд этим проектом заинтересуется, выделит средства и выступит ментором. Многие авторы, собственно, именно этого и ждут».
Татьяна Науменко (adindex.ru)
Немає коментарів:
Дописати коментар